Меня
пленила картина Москвы в первой части романа Белого «Москва», «Московский
чудак», увиденная глазами Вани: «Разбросалась высокими, малыми, средними,
золотоглавыми иль бесколонными витоглавыми церковками очень равных эпох; под
пылищи небесные встали - зеленые, красные, плоские, низкие или высокие крыши
оштукатуренных, или глазурью одетых, иль просто одетых в лохмотья опавшей
известки домин, домов, домиков, севших в деревья, иль слитых, - колончатых иль
бесколонных, балконных, с аканфами, с кариатидами, грузно поддерживающими
карнизы, балконы, - фронтонные треугольники домов, домин, домиков, складывающих
- Люлюхинский и Табачихинский с первым, вторым, третьим, пятым, четвертым,
шестым и седьмым Гнило-зубовыми переулками. Улица складывалась столкновеньем
домов, флигелей, мезонинов, заборов - кирпичных, коричневых, темно-песочных,
зеленых, кисельных, оливковых, белых, фисташковых, кремовых; вывесок
пестроперая лента сверкала там - кренделем; там - золотым сапогом; раскатайною
растараторой пролеток, телег, фур, бамбанящих бочек, скрежещущих ящеров - номер
четвертый и номер семнадцатый полнилась улица»
Последний
роман Андрея Белого «Москва» (1926-1932) был задуман в трёх частях: "Московский
чудак", "Москва под ударом" и "Маски" В сентябре 1925
год автор изложил замысел в кратком предисловии: «Роман "Москва" задуман
в трех томах, из которых каждый - законченное целое; но оба лишь создают целое
- "Москву", как мировой центр. В первом томе, состоящем из двух
частей, показано разложение устоев дореволюционного быта и индивидуальных
сознаний, - в буржуазном, мелкобуржуазном и интеллигенческом кругу. Во втором
томе я постараюсь дать картину восстания новой "Москвы", не
татарской; и по существу уже не "Москвы", а мирового центра. Лишь в
обоих томах очертится тема моего романа». Более полувека роман «Москва» Андрея
Белого пролежал в недрах спецхрана. Лишь в 1989 году он был переиздан впервые.
Маргарита
ПРОШИНА