Ирина
Гурская
СЛЫШИШЬ
рассказ
маслянистый
плеск темноты, стекающей со ступней, смех улавливающих свет стоп, шаг, стоп, ах
- на стопах, прокладывающих лунную дорожку над бездной, границу разумения,
пахнущую потерями и естеством стихий, пятна зыбкого света, позвоночником
дрожащие на воде, - времени, распахнутого над землей объятиями, вслушиваешься в
собственную тьму, пока свет не превратится в лица - других, чужих, иных,
несущих новую тьму, слышишь, как происходит в тебе момент сотворения, в каждый
миг вновь и вновь разделяющий и соединяющий свет и тьму, чувствуешь очищенное
время, натянутые провода, струны адресата, еще не созданного пространством,
только отзвучивающего мягким итальянским senti, где слышишь - чувствуешь;
фигуры, оглаживаемой, ощупываемой струением звука, внутренним виражом
винтовой лестницы звучания, врезающегося в плоть, превращающего плоть в слух,
вырезающего душу наподобие ушной раковины, где чувствуешь слухом кожи и
слышишь вещество бескрайнего, звук закручивается ступенями винтовой лестницы,
по которым уходишь к себе, в себя, где лестница превращается в веревочную и
болтается над бездной, и только наверху, на поверхности, в другой незнаемой
глубине, остаешься формой времени, маской времени, чучелом услышанного,
замираешь, предугадывая совпадение траекторий страсти, санного следа
неисполненного, лыжни никогда не звучавшего, лжи угаданного, в движущейся
пустоте мрака разрастается игра, опустошенность, игра в опустошенность,
трезвучия в тональности перемен, действия в процессе покидания дома, где дом -
это неподвижность; оставления неподвижности слуха, ведущие к превращению слуха
в звучание, где темнота тает на острие слуха, где звучание ведет к забвению
слуха, где медленно вращается вселенская дверь-вертушка, вход-выдох,
перекати-пространство-время, где чей-то мир обрушивается всей роскошью своих
звуков, раздаривая их прохожим и приезжим, звон трамваев, цоканье копыт,
танго-вальс-рэп с расстоянием в тридцать лунных метров, колокольный перезвон
старых башен, открывающих дом вечности, наполняющих слух кислородом
задумчивости, окликая многоголосое и многоязыкое разнотравье глаз, рук, ног, -
«Польша - наш дом», разносится по площадям Кракова, самосохранение кружится в
вальсе с солнцем, в лучах самосохранения, прекрасного как солнце, сидит под
Вавелем резчик по дереву с озерными глазами, каждый прошедший мимо прибавляется
фигуркой в его неутомимых руках, грустно и тепло, солнечно и одиноко, любовь и
тоска рвутся в разные стороны, чтобы остаться вместе, слова над площадями
Кракова шепчут голосами фонтанов, маревом мимоз, звучат затихающими шагами, еле
слышно шаркающими, словно всхлипывающими, чиркающими по брусчатке -
«человек как инструмент превращения Неизвестного в Известное» ⃰, шаги,
слова, вспыхнув, известив, уводят в неведомое и уходят сами, затихая в густой,
маслянистой темноте вновь неизвестного, где зябко позванивает зловещее «не
сидеть по деревам», подтачивая дом чужим слухом, выманивая на свет звучания,
разворачивая душу - ягину избушку - внутренней стороной наружу, заставляя твое
подобие крутится монеткой на ребре, когда не выпадает ни орел, ни решка, когда
внятен порой торопливый шаг Бога, заглядывающего в колодцы соборов, где он
слышит улыбки и опущенные веки, сжатые губы и сложенные руки, - словно плеск и
шорох свежей листвы, хлопающей, вздрагивающей, живущей в прежде безмолвном
пространстве многоэтажного неба.
⃰ Витольд
Гомбрович, из «Дневника»
“Наша
улица” №223 (6) июнь 2018
Ирина
Александровна Гурская родилась в Минске. Окончила Литературный институт им.
А.М. Горького, Институт Европейских культур (РГГУ). Литератор, поэт,
переводчик. Автор статей по творчеству Б. Поплавского, вошедших в «Энциклопедию
литературных героев» (М.: Олимп; АСТ, 1997). Автор книги стихов «Город-верлибр»
(Эра, 2015). Стихи публиковались в журнале "Грани" (178, 1995), в
сборнике «Дар света невечернего», Христианский Восток, Москва, (2004 г), в
сборнике «Крымские страницы русской поэзии» (Алетейя, 2015), проза в журнале
«Неман» (1, 2011), сборнике «Путешествие в память» (М.: Книговек, 2014).
Стихи, рассказы и статьи выходили в журналах «Знамя», «Фома»,
интернет-изданиях: Зарубежные задворки, Русская жизнь, Перемены, Топос, Частный
корреспондент, Московский книжный журнал. В "Нашей улице” публикуется с
№206 (1) январь 2017.