Солженицын на
каждый случай находит точные, не затасканные прочими авторами,
проникновенные слова, описывая безысходную жизнь деревни, расставляет их
так выразительно, что перед глазами открываются впечатляющие картины.
К примеру, можно сказать просто: «Ваши документы!» Но Солженицын, как
художник, говорит иначе: «Каждую букву в моих документах перещупали…»
Вот оно мастерство: «Перещупали!» Или одна только фраза о поле:
«Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и
умереть». Ведь мы часто забываем, что Солженицын, как одинокий волк,
бродяжничал в поисках убежища. Фактически, он был изгоем. И человеком
беспредельного мужества. Устроился учителем математики в сельской
школе. Нашел приют в избе Матрёны:
«- Доброе утро, Матрена Васильевна!
И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:
- М-м-мм... также и вам!»
Матрёна редкое женское имя. Для меня оно связано с образом деревенской женщины. Рассказ отличается психологической достоверностью, образностью, метафоричностью. По художественной силе равен лучшим рассказам Чехова. «Матрёнин двор» поражает меня остроумием, яркой изобразительностью. Чего стоит только упоминание певца русского пейзажа: «Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Этот рассказ стоит в стороне от лагерной темы, тем он и слаще.
«- Доброе утро, Матрена Васильевна!
И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:
- М-м-мм... также и вам!»
Матрёна редкое женское имя. Для меня оно связано с образом деревенской женщины. Рассказ отличается психологической достоверностью, образностью, метафоричностью. По художественной силе равен лучшим рассказам Чехова. «Матрёнин двор» поражает меня остроумием, яркой изобразительностью. Чего стоит только упоминание певца русского пейзажа: «Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Этот рассказ стоит в стороне от лагерной темы, тем он и слаще.
Маргарита ПРОШИНА