«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
Фейерверк
красок, искаженные по-детски формы, буйство фантазии. Да и название
придумали - это бросил как-то неистощимый на выдумки Ларионов -
ёрническое: «Бубновый валет», от старинного французского толкования
карты бубновый валет - «мошенник, плут». И выставились - в декабре
1910 - январе 1911 годов - в странном заведении: в Экономическом
обществе офицеров на Воздвиженке. Как импрессионисты ранее, так и
бубновалентовцы вызвали шквал негодования. Но продвинутой публике
выставка пришлась по душе. Главное в искусстве - выстоять, невзирая ни
на что идти своим неповторимым путем, ломать старые формы. Даже
такой классик как Чехов постоянно говорил о новых формах. А я-то
знаю, что всё новое ударяется в бетонные стены непонимания,
равнодушия, устоявшихся вкусов, встречается в подавляющем
большинстве случаев в штыки. Это потом будут возвеличиваться имена
Роберта Фалька, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Ильи
Машкова, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова…
Особенно я люблю вещи Роберта Фалька. Я млею от его гениальных
работ, и, когда прихожу в Третьяковку, первым делом иду к его
«Красной мебели». То был взлёт Первого русского авангарда, методично
раздавленного теоретиками примитивного пролетарского и колхозного
искусства. Ныне художники «Бубнового валета» светят яркими звездами на
необъятном небосклоне классического искусства.
Маргарита ПРОШИНА