ВЫШЕ ОБЫДЕННОСТИ
Камю стремился к естественности, а она, по его мнению, не дается от
рождения: это достоинство приобретенное. В «Записных книжках» Альбер
Камю записал свой ответ на вопрос, какие у него самые любимые десять
слов: "Мир, боль, земля, мать, люди, пустыня, честь, нищета, лето,
море". Меня удивило, что среди этих слов нет слова «красота», как
нет и слова «творчество». Камю считал творчество силой
противоположной реакции: «Мир постоянно находится в состоянии
реакции, и, значит, ему постоянно грозит революция. Прогресс же,
если он в самом деле есть, обусловлен тем, что при любых порядках
творцы неустанно отыскивают такие формы, которые одерживают верх над
духом реакции и инерции, и поэтому отпадает надобность в революции.
Когда творческие люди перестают появляться, революция неминуема».
Камю видел и высоко ценил красоту жизни, гуляя по Генуе, он пишет:
«Город невероятно располагает к себе и очень похож на тот, что
остался у меня в воспоминаниях. Памятники сверкают великолепием в
тугом корсете улочек, в которых так и кишит жизнь. Красота здесь
рождается прямо на глазах, сама житейская повседневность лучится ею.
Какой-то человек на углу распевает тут же сочиненные куплеты на
злобу дня. Этакая поющая газета. Каждое утро, выходя на террасу, еще
не совсем очнувшись от сна, я с удивлением слышу пение птиц, оно
настигает меня в сонных глубинах и попадает точно в то самое место,
откуда вдруг высвобождается какая-то таинственная радость».
Бунтующий дух Камю объясняет его страстную любовь к Достоевскому.
Однажды на театральной сцене он исполнил как актёр роль Ивана в
спектакле "Братья Карамазовы". Кьеркегор, Шестов, Хайдеггер, Ясперс -
вот круг чтения Камю в конце 30-х годов. Нельзя забывать и том, что в
своё время он, Сартр и Сент-Экзюпери были во Франции да и во всей
Европе культовыми фигурами. Люди искусства в молодости стремятся и
переезжают в столицу. Это прослеживается в биографиях практически
каждого творческого человека независимо от времени, в которое он
жил, и страны. У нас вся значительная литература XIX века собралась в
Петербурге. Редкие исключения только подтверждают правила. Столица
даёт более широкие возможности общения, развития, путь к достижению
известности, свободу от житейских забот и интересов обывателей.
Художник выше обыденности, он растворяется в процессе творчества и
не ведает ни горечи, ни злобы. Это позволяет ему достичь вершин
мастерства. Молодой Альбер Камю стремился и приехал в Париж, потому
что нуждался в поддержке влиятельных писателей, людей более
образованных, чем он сам.
Маргарита ПРОШИНА