Создание
художественного произведения мастерами великой мировой литературы
вызывает восхищение искусством детали. Через незначительную как бы
подробность писатель наполняет свою вещь воздухом, который даёт
возможность читателю полностью погрузиться в неё, как бы стать
персонажем этой вещи. Читатель не всегда даже догадывается об этом.
Например, Джером Сэлинджер в рассказе «Хорошо ловится рыбка-бананка»
создает образ героини несколькими деталями: «Алло, - сказала она, держа
поодаль растопыренные пальчики левой руки и стараясь не касаться
ими белого шелкового халатика…» Виртуозно. Непревзойдённый мастер
детали, классик и учитель Антон Чехов в рассказе «Гусев»: «Гусев
долго думает о рыбах, величиною с гору, и о толстых, заржавленных
цепях, потом ему становится скучно, и он начинает думать о родной
стороне, куда теперь возвращается он после пятилетней службы на
Дальнем Востоке. Рисуется ему громадный пруд, занесенный снегом...
На одной стороне пруда фарфоровый завод кирпичного цвета, с высокой
трубой и с облаками черного дыма; на другой стороне - деревня...»
Несколькими мазками, как художник импрессионист, Чехов рисует два
мира - морской и родную сторону героя, при этом передает его
настроение. Штрих, мелочь, пустяк - всё это в руках мастера начинает
играть и светится, расширяя границы произведения до новой
реальности.
Маргарита ПРОШИНА