Писатель на каждый случай находит точные, не затасканные прочими авторами,
проникновенные слова, описывая безысходную жизнь деревни, расставляет
их так выразительно, что перед глазами открываются впечатляющие
картины. К примеру, можно сказать просто: «Ваши документы!» Но
Солженицын, как художник, говорит иначе: «Каждую букву в моих
документах перещупали…» Вот оно мастерство: «Перещупали!» Или одна
только фраза о поле: «Высокое Поле было тем самым местом, где не
обидно бы и жить и умереть». Ведь мы часто забываем, что Солженицын,
как одинокий волк, бродяжничал в поисках убежища. Фактически, он
был изгоем. И человеком беспредельного мужества. Устроился учителем
математики в сельской школе. Нашел приют в избе Матрёны:
«- Доброе утро, Матрена Васильевна!
И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:
- М-м-мм... также и вам!»
Матрёна редкое женское имя. Для меня оно связано с образом деревенской женщины. Рассказ отличается психологической достоверностью, образностью, метафоричностью. По художественной силе равен лучшим рассказам Чехова. «Матрёнин двор» поражает меня остроумием, яркой изобразительностью. Чего стоит только упоминание певца русского пейзажа: «Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Этот рассказ стоит в стороне от лагерной темы, тем он и слаще.
«- Доброе утро, Матрена Васильевна!
И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:
- М-м-мм... также и вам!»
Матрёна редкое женское имя. Для меня оно связано с образом деревенской женщины. Рассказ отличается психологической достоверностью, образностью, метафоричностью. По художественной силе равен лучшим рассказам Чехова. «Матрёнин двор» поражает меня остроумием, яркой изобразительностью. Чего стоит только упоминание певца русского пейзажа: «Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Этот рассказ стоит в стороне от лагерной темы, тем он и слаще.
Маргарита ПРОШИНА