четверг, 23 мая 2019 г.

К ДОМУ ЮРИЯ НАГИБИНА




Писатель не идёт прямо на предмет, я помню об этом, поэтому к дому Нагибина, что в Армянском переулке, я отправилась с Цветного бульвара по переулкам Сретенки, любуясь восхитительными уголками и дворами московскими, в Даевом переулке полюбовалась доходным домом в стиле модерн, который произвел на меня весьма сильное впечатление своими украшениями. Путь мой был столь извилист, что перечисление всех достопримечательностей и тихих переулков, хранящих дух московский, потянет на рассказ, но моей целью был дом Нагибина, поэтому миновав несколько переулков, которые заметно преобразились за последние два-три года, особенно Сверчков переулок, я пришла к дому 9 в Армянском переулке, на фасаде которого к 90-летию Юрия Марковича установлена мемориальная доска (на границе с домом 7), ведь писатель жил в этом доме с 1920 года. Воспоминания писателя из его «Книги о старой Москве. Всполошный звон» нахлынули на меня: «…была у нас армянская - с высоким куполом - церковь в глубине обширного светлого двора. Эту церковь построила семья Лазаревых, возведенных Екатериной II в дворянское достоинство. Армяне испокон веку жили в нашем переулке, отсюда и название его, но предприимчивый род Лазаревых - их шелка и парчи считались лучшими в Европе - покрыл невиданным блеском старое армянское подворье. Особенно преуспел действительный статский советник и командор Лазарев, завещавший своему наследнику построить училище для детей беднейших армян. Из этого училища возник впоследствии знаменитый Лазаревский институт восточных языков. Прекрасное здание его сохранилось в неприкосновенности и по сию пору. Равно и памятный обелиск замечательной семье Лазаревых». Дом Лазарева расположен наискосок напротив дома 9, теперь в нём находится Армянское посольство, без малого полвека минуло с тех пор, как я работала в Институте востоковедения, даже не предполагая, что могу здесь встретить Юрия Марковича.

Маргарита ПРОШИНА