ЁЛОЧНАЯ МИСТЕРИЯ РОССИИ
Широкая
изба из в целый обхват бревен, крашеных в бурый цвет, с торцами
бревен с полную луну, с множеством годовых колец, насчитать которых
можно на два века. Да это даже не изба, а какой-то немыслимый в своей
огромности лабаз. И тут же до небес разлапилась могучая ель, на
которую хочется повесить ради праздника Нового года избушку. Но не
простую, а елочное украшение, доставшееся герою романа Игорю Фелицину
от дедушки, хранившего эту игрушку с дореволюционных времен. Через
эту избушку непонятно как, по мгновенным ассоциациям попадаешь во
дворец к государю императору Александру Второму, освободителю
крестьян. Предки персонажей участвовали в разработке великой реформы,
согласовывали свои предложения с царем. Роман устроен как водоворот,
затягивающий меня без остатка в пучину истории России, посвящающий в
жизнь нашей аристократии, в появившуюся в XIX
веке интеллигенцию. «Славянский базар» дан как двойное дно из жизни
автора и персонажа, та самая гостиница в Китай-городе, где обсуждали
создание нового, общедоступного художественного театра Константин
Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. И елка горит огнями
гирлянд, и избушка красуется среди современных зеркальных шаров.
Аромат Нового года, нового века, новой, предчувствуемой России,
зарождавшейся в Заиконоспасском монастыре, в Славяно-греко-латинской
академии, вместе с первопечатником Иваном Федоровым. В такой
ассоциативный прекрасный бег вне времени увлек меня Юрий Кувалдин
своим калейдоскопическим романом «Избушка на елке».
Маргарита ПРОШИНА