УКРУПНЕНИЕ
Иногда
испишешь несколько страниц, но желаемого не достигаешь. Оказывается, у
прозы есть свои секреты. Достаточно эти страницы зачеркнуть, и дать
конкретный образ, и через него видишь гораздо больше, чем через
длинноты. И вот ищешь этот образ, эту метафору, и ловишь себя на мысли,
что это уже было до тебя, а твой образ скользит в рассеянном тумане,
никак не желая проявиться. В таких случаях я собираюсь, и иду на
прогулку, наблюдаю многоликую, шумную жизнь вокруг. Особенно
привлекают моё внимание бесконечные птичьи хлопоты и заботы. Вот сидят
на макушках высоких берёз пять ворон, и шумно то ли спорят о чём-то
своём, то ли оповещают всех о чём-то важном. Вид у них серьёзный и
озабоченный, следовательно, и разговор-то не пустой. Как интересно
проникнуть и понять язык птиц, увы - это только мечта. В конце бульвара,
на дорожке суетились, толкаясь и громко чирикая, воробьи. Торопливо и
проворно склёвывая крошки прямо из-под клювов голубей. Я свернула на
тропинку, чтобы не мешать их трапезе. Внезапно я подумала: «Ритмичная,
приглушённая барабанная дробь, внезапно нарушила тишину в комнате.
Шум за окном нарастал. Пожалуй, так можно передать атмосферу дождя».
Да, искусство укрупнения, создания образа необходимое условие
художественной прозы. Вот как, например, рассказать о снеге без слова
«снег»? Сквозь редкую предрассветную вуаль за окном торжественно
замерли крыши домов и машин, как будто бы они приготовились к свадьбе.
Маргарита ПРОШИНА