Частные
коллекционеры сами определяют для себя смысл и цель своей
коллекции. Мне же выпало счастье на протяжении многих лет собирать
коллекцию психолого-педагогической литературы для отраслевой научной
библиотеки. В отделе комплектования, в который я попала волею
судьбы, мне открыли увлекательное направление библиотечной работы -
собирательство. Это просто сродни работе детектива. Называется
ретроспективное комплектование. Задача состояла в собирании
национальной памяти, запечатленной в текстах, по истории
образования. До чего же это увлекательно! Нужно было определить
критерии, источники и путь поиска. Мы работали с библиографическими
источниками, «Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона»,
«Энциклопедическим словарем Гранат» и другими источниками.
Разыскивали и заказывали книги в букинистических магазинах Москвы.
Это было «время собирать камни», когда библиотеки не только Москвы,
но и всей страны, помогали друг другу, отвечали на конкретные
запросы и щедро делились дублетными экземплярами. История
образования так же, как история страны, понесла огромные потери в
советский период, время спецхранов. Не всегда книги изымали из фондов в
спецхран, часто они подлежали полному уничтожению. Спасало
подвижничество, во все времена находились люди, которые ценой своей
жизни спасали книги, прятали их и сберегли.
Маргарита ПРОШИНА