Широкая изба из в
целый обхват бревен, крашеных в бурый цвет, с торцами бревен с полную
луну, с множеством годовых колец, насчитать которых можно на два века.
Да это даже не изба, а какой-то немыслимый в своей огромности лабаз. И
тут же до небес разлапилась могучая ель, на которую хочется повесить
ради праздника Нового года избушку. Но не простую, а елочное украшение,
доставшееся герою романа Игорю Фелицину от дедушки, хранившего эту
игрушку с дореволюционных времен. Через эту избушку непонятно как, по
мгновенным ассоциациям попадаешь во дворец к государю императору
Александру Второму, освободителю крестьян. Предки персонажей
участвовали в разработке великой реформы, согласовывали свои
предложения с царем. Роман устроен как водоворот, затягивающий меня без
остатка в пучину истории России, посвящающий в жизнь нашей
аристократии, в появившуюся в XIX
веке интеллигенцию. «Славянский базар» дан как двойное дно из жизни
автора и персонажа, та самая гостиница в Китай-городе, где обсуждали
создание нового, общедоступного художественного театра Константин
Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. И елка горит огнями
гирлянд, и избушка красуется среди современных зеркальных шаров. Аромат
Нового года, нового века, новой, предчувствуемой России, зарождавшейся
в Заиконоспасском монастыре, в Славяно-греко-латинской академии, вместе
с первопечатником Иваном Федоровым. В такой ассоциативный прекрасный
бег вне времени увлек меня Юрий Кувалдин своим калейдоскопическим
романом «Избушка на елке».
Маргарита ПРОШИНА