БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА
Если
вам довелось открыть книгу Германа Гессе «Игра в бисер», то вам
понятно, как она затягивает и увлекает бесконечной сменой миров и
желанием творить миры новые. Начинаешь плыть по мелодике текста, как на
лодке по чистой реке. Смотрите: «Итак, после того как он сказал мне:
"Ты утомляешь себя", мне удалось наконец отказаться от попыток
завязать разговор и не только умолкнуть, но и внутренне отрешиться от
ложной цели - постичь этого молчальника с помощью слов и извлечь из
беседы с ним какую-то пользу. И как только я от этих своих потуг
отказался и предоставил все ему, дело пошло как бы само собой. Можешь
потом заменить мои слова любыми другими, но сейчас выслушай меня, даже
если я не слишком точен или путаю категории. Я пробыл у старика час
или полтора, а не могу сказать тебе, что у нас с ним происходило или о
чем мы беседовали, никаких слов не произносилось. Я почувствовал
лишь, что, когда мое сопротивление прекратилось, он вобрал меня в
свою умиротворенность и святость, его и меня объяли веселая радость и
чудесный покой. Без каких-либо медитационных намерений с моей
стороны это все-таки походило на особенно удачную и отрадную
медитацию, темой которой служила жизнь бывшего магистра. Я видел его
или чувствовал его и всю его жизнь с той поры, когда он впервые
встретился мне, ребенку, до теперешнего часа. Это была жизнь, полная
увлеченности и труда, но свободная от принуждения, свободная от
честолюбия и полная музыки. И текла она так, словно, став музыкантом и
мастером музыки, он выбрал музыку как один из путей к высшей цели
человечества, к внутренней свободе, к чистоте, к совершенству…» И так
далее. Можно нанизывать сотни слов на километрах словесной прекрасной
реки. Чехов скажет короче, Гессе скажет длиннее, Достоевский удалит
красивости и напитает столь же длинный, как у Гессе, текст
психиатрией, газетным стилем, спадающим до разговорного языка.
Художник сам себе диктует формат, сам избирает темп, сам ведет
мелодию, сам же от неё избавляется, чтобы создать авангардную музыку
для оркестра в сто труб и в две скрипки. Гений пишет как хочет. Я
испытываю это на себе, и понимаю, что не игра затягивает, а эта
бесконечная симфония ювелирно исполненного текста. Форма и есть
содержание. Гесс владеет искусством магии слова, он играет словом,
владеет им в совершенстве. Мифы о периодической сменяемости миров,
развитии их от начально-божественных, первозданно-прекрасных, как
золотой век, до их заболевания грубостью, убожеством вплоть до полного
распада и исчезновения так понятны и созвучны мне. Появление этой
блистательной философской книги вызвало неоднозначные отклики
современников, но чем дальше эта магическая игра удаляется от своего
создателя, тем больше поклонников она затягивает в свой
хитросплетённый изысканный мир. «Игра в бисер» живёт жизнью совершенно
отдельно от своего создателя, ибо это игра, в которую играют лучшие
из людей на протяжении всей истории человечества.
Маргарита ПРОШИНА