Частные
коллекционеры сами определяют для себя смысл и цель своей коллекции.
Мне же выпало счастье на протяжении многих лет собирать коллекцию
психолого-педагогической литературы для отраслевой научной библиотеки. В
отделе комплектования, в который я попала волею судьбы, мне открыли
увлекательное направление библиотечной работы - собирательство. Это
просто сродни работе детектива. Называется ретроспективное
комплектование. Задача состояла в собирании национальной памяти,
запечатленной в текстах, по истории образования. До чего же это
увлекательно! Нужно было определить критерии, источники и путь поиска.
Мы работали с библиографическими источниками, «Энциклопедическим
словарём Брокгауза и Ефрона», «Энциклопедическим словарем Гранат» и
другими источниками. Разыскивали и заказывали книги в букинистических
магазинах Москвы. Это было «время собирать камни», когда библиотеки не
только Москвы, но и всей страны, помогали друг другу, отвечали на
конкретные запросы и щедро делились дублетными экземплярами. История
образования так же, как история страны, понесла огромные потери в
советский период, время спецхранов. Не всегда книги изымали из фондов в
спецхран, часто они подлежали полному уничтожению. Спасало
подвижничество, во все времена находились люди, которые ценой своей
жизни спасали книги, прятали их и сберегли.
Маргарита ПРОШИНА