воскресенье, 25 декабря 2016 г.

РОЖДЕСТВО У МАНДЕЛЬШТАМА



В канун Рождества настроение особенное, вдруг солнце пробилось сквозь облака, и заиграли в его лучах рождественские ёлки на улицах, губы мои прошептали стихотворение Мандельштама, пронизанное музыкой:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

1908

Ожидание праздника у меня всегда пронизано не только надеждами, но и воспоминаниями, печалью, тоской. Я даже остановилась, настолько глубоко и прекрасно передал поэт в двух коротких четверостишиях не только эти чувства, но и ощущения вечности уже в 17 лет. Я не знаю, как встречал Рождество Осип Эмильевич, ведь его религией была поэзия. Мандельштам чувствовал и понимал смысл и краткость земной жизни, он живет в вечности. И он обращается к нам:

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда…

Маргарита ПРОШИНА