В своё время с лёгкой руки Ильи Эренбурга в моду вошёл
так называемый «телеграфный стиль». В 20-х годах он писал особенно коротко,
рублеными фразами, то без подлежащего, то без сказуемого, как бы торопясь.
Через каждые два слова точка. Предложения были очень похожи на телеграфные
сообщения: все фразы сокращены до самого минимума, до самой сути высказывания,
например, в «Неправдоподобных историях»: «Прокричав - выбежала. Домой не пошла.
Дома блондин. Небось всё знает, схватит печать свою, припечатает за волосы, и
погибла душа без покаяния. Нет у неё орудия, кроме креста нательного, слова
такого не знает». Так же, почти телеграфным стилем, написаны знаменитые «Люди.
Годы. Жизнь», сделавшие погоду оттепели. Читая хорошую прозу, я невольно
улавливаю её ритм, который передаёт особенности характера художника. Этот
энергичный ритм особенно ярко использовал Хемингуэй. В его рассказе «Кошка под
дождём» я читаю такой лаконичный диалог: «Я пойду вниз и принесу киску», -
сказала американка. «Давай я пойду», - отозвался с кровати ее муж. «Нет, я
сама. Бедная киска! Прячется от дождя под столом». Чтобы быть простым и ясным,
по мнению Хемингуэя, надо писать короткими предложениями, короткими абзацами,
позитивно, жизнеутверждающе и использовать энергетику языка. Этим я хочу сказать,
что ритм прозы зависит от личности автора, от его музыкальности и внутреннего
слуха.
Маргарита ПРОШИНА