ПРОШЛОЕ ВОСКРЕШАЕТСЯ
В
момент творчества важно добиться полного освобождения от себя,
перевоплотиться в персонажа. Я наяву проживаю жизнь других людей,
рожденных мною же. Нужно почувствовать их, и вместе с ними прожить их
жизнь, а не свою. В этот момент начинается истинное творчество. Я как
бы создаю людей, которых не было на самом деле, но они начинают жить
своей жизнью в рассказе. Моё собственное прошлое воскрешается в
художественных образах, возвращается как некоторая ностальгия по
поэтическим, умилительным эпизодам, тающим в памяти дымкой гаснущего
костра. Причём костры всегда разные и, угасая, они вспыхивают вновь,
озаряя светом разные уголки памяти. В эти минуты меня охватывают
разные противоречивые чувства. Прошлое может быть безвозвратно
утрачено, если его не сохранить в тексте. Именно поэтому ушедшая
жизнь встаёт во весь рост, начинает, как «Земляничная поляна»
Бергмана, прокручиваться заново, когда я сажусь писать новый
рассказ, ещё не совсем понятный мне самой. Тут приходят на помощь
существенные моменты моей жизни или жизни окружавших меня людей.
Каждое значимое для меня событие с новой силой обретает жизненность в
персонаже, которому я как бы отдаю частицу себя. И здесь очень
важно не склонять чашу весов в свою личную сторону, а нагружать
своей судьбой иных людей. Довольно часто я вижу себя актрисой и
режиссером своих рассказов. И это вызывает у меня улыбку.
Маргарита ПРОШИНА