суббота, 18 октября 2014 г.

УТОНЧЁННАЯ ДУЭЛЬ

В БИБЛИОТЕКЕ
На моих книгах пыли нет. Я их люблю и часто снимаю с полки, конечно, это не значит, что все они прочитаны, но просмотрены с нежностью и любовью не один раз. Я пьянею от книг. Читаю каждый день. Так же читал Николай Гумилёв. Интересное ударение он делает в слове «библиотека» - библиО. Это в стихотворении, посвящённом поэту Михаилу Кузмину. Стихотворение так и называется «В библиОтеке». Гумилёв рифмует это слово с «наркОтиком».

О, пожелтевшие листы
В стенах вечерних библиотек,
Когда раздумья так чисты,
А пыль пьянее, чем наркотик!

Особенный трепет вызывают старые книги, в кожаных переплётах, с пожелтевшими страницами. Мне выпало счастье работать с книгами ХVIII и ХIХ веков. У них особый вкус. Они помнят каждого, кто держал их в руках.

И ОН ИЗ «библиОтек»
В книге Михаила Кузмина «Форель разбивает лёд» в стихотворении «Третий удар» нахожу:

Как недобитое крыло,
Висит модель: голландский бОтик.
Оранжерейное светло
В стекле подобных библиОтек.

Я выделила это ударное «О», и мне стало понятно, почему Николай Гумилев посвятил Михаилу Кузмину стихотворение «В библиОтеке». Смещение ударений было у Кузьмина. А, быть может, тогда так и произносили слово «библиОтика»? Но как отличаются провинциалы с этими «звОнят», от просвещенных, в основной своей массе, москвичей! Как важно в русском языке ударение, тон. Порой он может полностью изменить смысл, или дать иной подтекст. Вот она перекличка двух Мастеров, двух Поэтов. Своеобразная словесная утонченная дуэль.

Маргарита ПРОШИНА